Тень наискосок

«Вижу тень наискосок,

Вижу берег с полоской ила,

Я готов целовать песок,

По которому ты ходила…»

Этот незатейливый мотив не выходит из моей головы. Я его напеваю, но знаю только один куплет и припев. Он назойливо сверлит мне мозг, постоянно преследует меня. Даже не отдаю себе отчета, не задумываюсь, - почему так глубоко сидит во мне этот мотив? Да, это был шлягер в моей молодости! Но, не это главное. Этот шлягер давным-давно все забыли, а вот мне он вспоминается и вспоминается, так как слова этой песенки очень многое изменили в моем представлении о чести, достоинстве и, истинно мужском поведении, когда во главе должен быть разум, - главенствующее перед чувствами, перед капризами, – я так хочу. Это память о моей юности. Память, о первой любви в те далекие школьные годы.

Порой, мне казалось, что я очень некрасивый и не привлекательный. Комплекс «гадкого утенка» не произвольно сидел во мне. Девочки совсем не обращали на меня внимания, хотя я, как мог, выпендривался перед ними и всячески старался привлечь их внимание. Но, увы! На умные дела меня не хватало, отличался я своими дурацкими шутками на уроках, за которые меня ставили в угол или выгоняли из класса. От этого настоящих друзей не прибавлялось, а, вот тех, кто осуждал меня, становилось все больше.

Так хотелось дружить с девочкой, которая бы понимала меня, с которой можно было бы, только в вдвоем, говорить о всяко-разном, иметь какие-то секреты, встречать и провожать ее. Они такие хорошие, красивые, совсем не то что пацаны, с которыми или спорим до хрипоты, или деремся, выясняя, - кто сильнее.

У других мальчиков это как-то получалось, - они уже дружили с девочками, и мне хотелось, чтобы хоть кто-нибудь обратил на меня внимание.

Мне очень нравилась Света Зайцева. Она была такой красивой и необыкновенной, отличницей! Даже страшно было подумать, а не то, чтобы подойти и предложить ей свою дружбу. Она пришла в наш класс и как-то сразу стала в центре внимания. Со всеми была одинаково отзывчивой, со всеми нашла общий язык. Классная была девчонка!

Жила она с родителями на противоположной стороне города. На занятия она приезжала на рейсовом автобусе. Рядом с их домом была школа им. Островского, но она предпочитала ездить через весь наш городок в железнодорожную школу №221. В классе она всем пришлась «ко двору», - училась на «отлично», со всеми была доброжелательной, жизнерадостной. Сыздыканова Ракиля была ее самой задушевной подругой. Только с ней она была откровенной, веселой и жизнерадостной. Однако, порой, Света была очень серьезной, принципиальной и не уступчивой.

При первом же случае, я старался быть рядом. Боже упаси обидеть ее. Мы вместе играли, ходили на замерзшую зимой реку кататься на коньках. У нее единственной были коньки на ботинках. Мы же привязывали коньки ремнями или веревочками к валенкам. Она была не такая как все. Выделялась красивыми нарядами, но абсолютно не обращала внимания на них, если испачкала или порвала. Я был счастлив рядом с ней. Для меня она была самая лучшая и все тут! И когда, катаясь на речке на коньках, она предложила мне взяться с ней за руки и попробовать кататься в паре, у меня пот выступил на лбу. Я так разволновался, что не мог подобрать ногу в такт, постоянно ударялся об нее коньки. Она громко смеялась.

- Что это? – задавал я себе вопрос, - я ей понравился? Только со мной она каталась в паре и больше ни с кем!

Мы старались одновременно скользить, взявшись за руки. Начало что-то получаться. Зимой темнеет быстро и не успев добиться полной слаженности, пришлось завершить катание и двигаться домой. Возвращались страшно замерзшие, но веселые и счастливые. Свете предстояло еще дождаться автобуса. Я был рядом. О чем-то говорили, смеялись, - не понятно над чем. Просто, мы были очень счастливыми!

Пока, Света! – громче все кричал я. Очень хотелось, чтобы именно на меня она обратила внимание и поняла, что она мне очень нравиться!

До встречи в школе, пока!

Но, после катания на коньках Света заболела. И когда я прибежал в школу и узнал о ее болезни, мне стало очень грустно. Я помню ее холодные руки. Мне хотелось их согреть. Я предлагал зайти и согреться у меня дома, но она отказалась, видимо, ей было неудобно. Она стеснялась, а я не настоял, о чем сильно жалел. Моя мама наверняка бы ее отогрела и Света не заболела. Но, если бы - да кабы.

Огромной была радость, когда она вернулась в школу. Она всем одинаково, по-доброму отвечала на вопросы, а мне хотелось, чтобы она была только со мной. Но, увы!

Подошла к концу зима. Наступила весна. Закончился учебный год. Мы все радовались – впереди летние каникулы! Света закончила учебный год на «отлично». А, у меня…тройки-тройки. С большим трудом переполз в следующий класс.

Я начал переживать, – целое лето без Светы! Родители хотели отправить в пионерский лагерь, но Света наотрез отказалась. Она решила каникулы провести со своими друзьями. С огромной радостью мы узнали, – Света будет с нами!

В один из солнечных дней мы всей толпой пошли купаться на реку. День был чудесным, - много солнца, много смеха!

Девочки были в купальниках, пришли в них из дома. Держались они отдельно от нас. Смеялись, хихикали, глядя на нас, о чем-то беседовали.

Пацаны были в трусах. Лежали, поглядывая в сторону девочек. Ничего хорошего в наших разговорах не было. Гадкий мы, народец! - только бы ехидничать, да зло вредничать над девочками.

Вода в реке Уба, даже летом, холодная, поэтому мы с визгом бросались в реку. Выскакивали с таким же визгом и падали на теплые камни греться.

Я обратил внимание, что девчата восхищались шапочкой, которая была у Федьки на голове. Он был единственный в такой спортивной шапочке, ну, прямо, как у настоящего спортсмена. Шапочка была черного цвета, с белой полоской.

Я представил себе – если бы у меня была такая шапочка, то на меня обратила бы внимание Света. Мне этого больше всего хотелось! Я готов был сделать все что угодно, только бы выделиться, только бы заставить девочек обратить внимание на себе. Шапочка, была тем предметом, который мог помочь мне обратить внимание девочек не на Федьке, а на мне. Шапочка для меня стала волшебной, только она могла помочь мне, так думал я. Представлял себе, что Света точно бы восхитилась мною.

После купания, пацаны с шумом, смехом пошли домой. Девочки еще оставались на берегу.

Я начал просить Федьку дать поносить мне его шапочку, хотя бы на один день. Федька просек, что я не равнодушно отношусь к Свете, явно хочу понравиться ей, - начал куражиться.

- Дай поносить, хотя бы на денек, - просил я его, но получил отказ. Федька начал ехидничать, набивать цену. Ребята, услышав мою просьбу, начали подшучивать. Чем больше отказывал мне Федот, тем больше хотелось приобрести мне эту злосчастную шапочку. В ней я видел свой успех!

- Федя, я прошу тебя, я готов сделать все, что ты скажешь, - дай мне шапочку.

- Так, чтобы придумать, - гоготал Федот.

Я готов был убить его за издевательство. Ребята гоготали и были явно на его стороне. Они ждали зрелища, - жестокие и хищные, как пираньи.

Но, почему же я так настойчиво добивался этой дурацкой шапочки? Где моя гордость? Почему позволил издеваться над собой? Только позже я понял, как же низко я упал, добиваясь ерундовины. В тот момент, это не было моим капризом, для меня была волшебная шапочка, которая могла сделать меня счастливым, - так думал я. Спорил, просил, унижался – думал только о Свете. Так уж хотелось, чтобы она обратила на меня внимание.

Федот остановился около лужи и предложил, - отдам тебе шапочку, если водички попьешь из лужицы. Если козленочком не станешь, то шапочка тебе пригодиться - отдам ее тебе, - смеялся он.

Я, полез на него с кулаками, но он спокойно сказал, - не хочешь – не надо, я тебя не заставляю.

Но, я уже не мог остановиться от намеченной цели – завладеть, во что бы то ни стало! Будет шапочка – будет, и Светка со мной дружить. Вот, уж дурь моя, беспросветная! Но, это станет мне понятно чуть позже.

- Стой, Федот! Я согласен! – гневно ответил я.

Наклонился и, как козленочек из сказочки, попил водички из лужицы.

- Ну, что!? Давай теперь шапочку!

Федот, явно не ожидал, что я выполню его желание, - молча, протянул мне мокрую спортивную шапочку.

Я схватил эту драгоценную тряпочку и побежал назад на речку, где еще на берегу оставались девчата.

Я надел шапочку, прошел перед греющимися на камушках девчатами и гордо прыгнул в холодные воды реки. Проплыв, я важно вылез из воды и улегся на камушках рядом с девчатами.

Я, молча, смотрел на Светлану. Мой наряд не произвел на нее никакого впечатления. Мало того, она, смеясь, спросила, - чья это шапочка – Федькина или твоя, или вы ее носите по очереди. Девчата громко засмеялись.

Мне стало стыдно. Готов был заплакать от обиды. Зачем я так унижался?

Я сорвал эту проклятую шапочку, бросил ее и со злостью камнем стал бить, пока она не превратилась в решето. Остатки выбросил в речку. Быстрые волны подхватили кусочек материи и унесли вместе с моей злостью. Хорошо, что Света не узнала о моем позорном поступке, который, как мне казалось, я совершил ради нее.

Прошло время, прошли годы. Каждый раз, когда я слышу песенку «…я готов целовать песок, по которому ты ходила…», вспоминаю случай, произошедший со мной в моей далекой юности и мне становиться стыдно. Какой же я был глупый! Но, я не одинок в глупости, которая совершается в юности. Много пацанов, готовых «целовать песок…» ради девочки, которая нравиться. Но, не стоит унижаться. Сохраняйте собственное достоинство, берегите честь смолоду!

PS. До окончания школы Света ни с кем из мальчиков не дружила, но всегда была в центре внимания. Ее уважали все и друзья, и учителя. Она единственная из нашего класса поступила в институт сразу после окончания школы. Училась и закончила Усть-Каменогорский политехнический институт. Вернулась в родной город специалистом. У нее было все – муж, два сына, семья, как говорят – дом, полная чаша. Но, однажды поехали с мужем навестить сына – студента, который учился в Усть-Каменогорске, произошла автомобильная авария. Машиной управлял муж. Света получила ужасную травму головы. После лечения, ее продолжали мучить головные боли. Она сильно страдала. Приехав в отпуск в Шемонаиху, мы с женой встречались с моими одноклассниками, среди которых была и Света. Она пригласила к себе домой. Мы чудно провели вечер. Ее муж и мама дополнили наши школьные воспоминания. Но, ни слова она не сказала о своей болезни. В то время, она еще могла терпеть свои боли, и это не отражалось на ее беседах с нами. Только позже, я узнал, как трагически закончилась ее жизнь. Она ушла из семьи и продолжала выпивать – заглушая боль. С собутыльниками продолжала беспризорный образ жизни. В один из дней, в избушке, где она временно проживала, случайно, или специально, никто этого не установил, - была утечка газа. В результате чего, ее смерть наступила от отравления.

Я вспоминаю эту чудесную девочку, с такой трагически завершившейся судьбой.